Отечественные производители дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники увеличили продажи в 2021 году на 29%, до рекордного показателя в 55,3 млрд руб.
Производство дорожно-строительной техники в РФ в 2021 году выросло на 28%, до 56,1 млрд руб.
В этом году в «Росспецмаше» (организация отечественных машиностроителей) надеются сохранить эти объемы.Впервые за последние годы объем продаж приблизился к объемам рекордного 2012 года, когда было продано 15,4 тыс. единиц техники.
Как российские, так и иностранные производители техники указывают на удорожание комплектующих и сырья. Но ряд из последних дает прогноз по росту в 15% в 2022 году.
В количественном выражении больше всего выросли продажи кранов-трубоукладчиков (в 3,8 раза), мини-погрузчиков (на 57%), автогрейдеров (на 22%), гусеничных бульдозеров (на 16,6%), автокранов (на 13%), фронтальных погрузчиков (на 10%). Отдельно в «Росспецмаше» подчеркивают, что отгрузки телескопических погрузчиков, производство которых было запущено в 2021 году, составили 96 штук.
В отличие от других машиностроительных отраслей, на рынке спецтехники активный рост производства и продаж не обусловлен низкой базой: годом ранее российские заводы увеличили производство ДСТ на 6%, продажи на внутреннем рынке — на 11%.
Рынок ДСТ «характеризуется наличием большого количества бывших в эксплуатации устаревших машин и требует обновления», добавляют в ОМГ: «По некоторым данным, износ существующего парка машин составляет в среднем по РФ около 30% — это техника со сроком эксплуатации от десяти лет и выше. В 2021 году компании активно занимались обновлением парка».
Общий спрос в 2021 году вырос примерно на 50%, отмечает глава группы по развитию бизнеса строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia Антон Волков: «Динамика продаж техники, задействованной в горнодобывающей отрасли, была выше, чем в строительном секторе. Это связано в первую очередь с беспрецедентно резким ростом цен на уголь». Кроме того, государство продолжает инвестировать в строительство дорог и реализацию инфраструктурных проектов, среди которых БКД, М12, реконструкция портов, добавляет директор по продажам строительной техники John Deere Михаил Маклаков: «Это влияет и на рост индустрии строительного оборудования».
В Hitachi ожидают, что динамика продаж машин в 2022 году будет не ниже, чем в 2021-м. Глава Volvo CE Андрей Комов добавляет, что на рынке все еще остался неудовлетворенный спрос:
«Но сложности, связанные со сбоем поставок компонентов, еще некоторое время будут присутствовать в нашей индустрии, а такие факторы, как рост цен на сталь и другие материалы, могут остаться надолго. Все это будет иметь сдерживающий эффект».
Ожидания на 2022 год у «Росспецмаша» также скромные: сохранить существующие объемы роста. Там также говорят о росте себестоимости из-за удорожания комплектующих, сырья и энергоресурсов, кредитного финансирования. «Несмотря на ежегодный рост отгрузок и производства отечественной ДСТ на протяжении последних лет, мощности заводов недозагружены. Сохраняется большой потенциал для дальнейшего развития, особенно при создании равных условий конкуренции с иностранными компаниями», заключают в «Росспецмаше», отмечая необходимость увеличения объемов господдержки. Прогноз ОМГ также консервативен: там ожидают продолжения роста более скромными темпами, отмечая «стабилизацию рынка в последние месяцы 2021 года».
А в John Deere, вопреки общему тренду, ожидают роста рынка на 15%. С этим согласен и региональный директор по развитию бизнеса JCB в России Петр Плаунов: «Рынок спецтехники вырастет примерно на 15-25%. Но ситуация в отрасли остается нестабильной и может довольно резко измениться».