Производственный объем за девять месяцев превысил уровень соответствующего периода прошлого года на 12%, как сообщил представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы «Честный знак») газете «Ведомости».
Согласно данным ЦРПТ, в структуре российского производства 78% (26 млн шт.) составляли легковые шины, следом идут грузовые шины с долей 10% (3,3 млн шт.), и легкогрузовые для среднетоннажных грузовиков и микроавтобусов — 8,6% (2,9 млн шт.). Остаток в 3,4% приходился на шины для сельскохозяйственной, лесохозяйственной, строительной, горной и другой подобной техники. Из всех категорий наиболее высокие темпы роста были у легковых шин — 18%, легкогрузовых — 7%. В то же время производство шин для грузовиков уменьшилось на 14%.
Общий объем шин, предложенных на российском рынке за исследуемый период, составил 58,6 млн единиц против 52,6 млн в предыдущем году. Более половины, 33,1 млн шин, произведено на российских заводах, это на 12% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Импорт вырос на 10% и достиг 25,4 млн шт., причем 79% из них были легковыми шинами.
Розничные продажи шин в России за девять месяцев 2024 года увеличились на 13% в годовом выражении. ЦРПТ, как всегда, не приводит абсолютные показатели. Для сравнения: в прошлом году в России было продано 55 млн шин для различной автотехники, это на 15% больше, чем в 2022 году.
В течение января—сентября самым популярным товаром были легковые шины с 85,5% от общего объема розничных продаж. За ними следуют легкогрузовые шины (5%), грузовые шины (3%) и мотоциклетные (2%).
Средняя цена на новые легковые шины в третьем квартале 2024 года увеличилась на 7% по сравнению с прошлым годом и составила 6367 руб. за штуку. В то же время грузовые шины подешевели на 8% до 24 168 руб., а легкогрузовые на 3% до 5639 руб.
Представитель «Кордиант» сообщил «Ведомостям», что в 2024 году компания увеличит производство легковых шин на 11% по сравнению с 2023 г. Он отметил, что на долю предприятий холдинга придется почти четверть от всех выпускаемых в стране шин. По прогнозам «Кордианта», российские заводы выпустят 33,6 млн легковых шин — на 16% больше, чем в прошлом году. Холдинг включает производственные площадки в Ярославле и Омске мощностью 9,1 млн шин в год, а также бывшие заводы Continental в Калуге и Bridgestone в Ульяновске с мощностями 3,5 млн и 2,4 млн соответственно. Завод в Калуге возобновил работу под брендом Gislaved, и под этим же брендом начнется производство в Ульяновске в ноябре.
Российские заводы увеличивают производство во всех сегментах, уменьшая зависимость от иностранных компаний и импортных ограничений, как отметил представитель «Кордианта». В ответ на рост спроса на премиальные шины холдинг в середине года повысил план по выпуску на калужском заводе Gislaved более чем на четверть.
По данным «Авито», в октябре 2024 года продажи легковых шипованных шин выросли на 7% и составили 1,04 млн комплектов. Лидером стал отечественный бренд Ikon Tyres с 16% долей рынка, за ним идут Pirelli с 11% и Nokian с 9%.
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов связывает повышение производства шин с перезапуском заводов после смены собственников и оживлением автомобильного рынка. Продажи новых легковых автомобилей в России за период с января по сентябрь 2024 года увеличились в 1,6 раза и составили 1,15 млн единиц. В то же время, продажи грузовиков снизились на 12% до 93 153 единиц.
Производство легковых автомобилей в России выросло на 39% до 508 000 штук, по данным Росстата.
Дмитрий Распопов из Strategy Partners считает, что российский рынок переживает процесс восстановления после смены собственников зарубежных шинных заводов и прогнозирует постепенный выход отечественных компаний на стабильный рост. По его мнению, наибольший рост производства шин был обеспечен Северо-Западным регионом благодаря увеличению выпуска на предприятии Ikon Tyres.
Эксперт также отмечает, что внутренний рост производства обусловлен необходимостью обновления автомобильного парка. Хотя производство шин в России еще не достигло уровней 2021 года, имеющиеся мощности позволяют удовлетворять текущие рыночные потребности, что создает потенциал для дальнейшего роста, особенно по мере популяризации отечественных брендов среди потребителей.
Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики», обратил внимание на истощение запасов, накопившихся к началу конфликта на Украине в 2022 году.