29 октября на верфях в Санкт-Петербурге положили начало строительству научно-экспедиционного судна «Иван Фролов» проекта 23680, предназначенного для Рособрнадзора федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
На церемонии закладки судна присутствовали заместитель председателя правительства России Дмитрий Николаевич Патрушев, министр природных ресурсов и экологии Александр Александрович Козлов, руководитель Росгидромета Игорь Анатольевич Шумаков, исполняющий обязанности генерального директора Адмиралтейских верфей Андрей Владимирович Быстров, а также директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Сергеевич Макаров.
«Это довольно амбициозный проект с технической точки зрения, который обеспечит работу для Адмиралтейских верфей на ближайшие пять лет. Мы уверены, что успешно справимся с задачей, и надеемся, что после завершения строительства судна Росгидромет вновь выберет наш завод для новой постройки», — заявил Андрей Владимирович Быстров в ходе мероприятия.
Научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» станет четвертым в рамках флота ААНИИ и будет использоваться в целях морских исследований, обновления персонала и оснащения полярных станций в Арктике и Антарктике. После ввода в строй оно заменит действующий флагманский корабль «Академик Федоров» и будет эксплуатироваться в течение не менее трех десятилетий.
«Судно сумеет проводить исследования при любых погодных условиях. Этот проект обеспечит стабильную работу полярных станций Росгидромета. Появление нового судна значительно усилит наши возможности в полярных регионах», — отметил заместитель председателя правительства России Дмитрий Николаевич Патрушев.
Судно будет классифицировано по российскому морскому реестру Arc7. Его длина будет почти 165 метров, водоизмещение составит около 25 000 тонн, а дедвейт — около 9200 тонн. На нем смогут разместиться 240 человек, включая экипаж из 70 человек и до 170 ученых. Будет оснащено до 20 лабораторий, а также вертолетным комплексом для размещения двух вертолетов типов Ка-32, Ми-8 и Ми-38.
Главной экологической особенностью судна станет система электродвижения, используя дизель-генераторы и винторулевые колонки с электрическими двигателями. Общая мощность двигателей достигнет 16 МВт, обеспечивая требования ледового класса Arc7.
Основное назначение нового судна — это поддержка российских полярных станций, до которых порой трудно добраться из-за льдов. Оно может выгружать экипажи на необорудованный берег и транспортировать грузы до 2,5 тыс. тонн, демонстрируя высокую маневренность.
Основные технические данные проекта 23680 включают длину 160,4 м, ширину 26 м, высоту борта 13,5 м и осадку 8,5 м. Водоизмещение около 25 000 т, дедвейт порядка 9200 т, а экипаж — 240 чел.
Контракт на строительство был подписан в марте 2023 года. В мае выбрали проектировщика — Невское проектно-конструкторское бюро, в июне испытания модели судна прошли в аэродинамической трубе в центре Крылова. Металлические работы начались в декабре 2023 года, а в апреле 2024 года прошли испытания модели в ледовом бассейне ААНИИ.
Судно «Иван Фролов» будет сочетать в себе функции научного, пассажирского, ледокольного, сухогрузного судов, танкера и контейнеровоза. Лаборатории будут оснащены всем необходимым для всесторонних исследований от стратосферы до морского дна.
Ожидается, что строительство завершится к 2028 году, а первая экспедиция запланирована на январь-февраль 2029 года.