
Для повышения объёма судоходства на Северном морском пути наша страна увеличивает мощности ледокольного флота. По состоянию на январь 2025 года на российских судостроительных заводах возводятся три новых атомных ледокола: два из них — это проект 22220 («Ленинград» и «Чукотка»), а один — это основной корабль нового проекта 10510 под названием «Россия». В этом году также планируется начать строительство ещё одного ледокола проекта 22220 — «Сталинград».
Проект 22220, первый из разработанных после распада СССР, включает в себя четыре уже построенных атомных ледокола: основной «Арктика» (введён в эксплуатацию в 2020 году) и три серийных — «Сибирь» (2022), «Урал» (2022) и «Якутия» (2024). Сейчас строятся два ледокола с планируемыми сроками сдачи: «Чукотка» в 2026 году и «Ленинград» в 2028 году. В 2025 году, к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, начнётся строительство нового атомного ледокола «Сталинград», сдачу которого планируют в 2030 году.
Все ледоколы проекта 22220 оснащены в России созданными водо-водяными ядерными реакторами четвёртого поколения РИТМ-200, обладающими тепловой мощностью 175 МВт и электрической — 60 МВт. Эти реакторы необходимо перезагружать раз в 10 лет, а срок эксплуатации самого ледокола рассчитан не менее чем на 40 лет. Каждый из этих ледоколов имеет длину около 172 метров и способен пробивать лёд толщиной до 2,9 метра.
До того как ввод главного ледокола проекта 10510 «Лидер» с реакторами РИТМ-400 приблизительно в 2030 году завершится, суда проекта 22220 остаются самыми мощными ледоколами в мире. Ледоколы проекта 10510, также называемого «Лидер», станут новым этапом для отечественного атомного флота. Эти мощные суда смогут работать на всём протяжении Северного морского пути при толщине льда до 4 метров, а в двухметровом льду они смогут проводить караваны транспортных судов с невероятной для таких условий скоростью до 12 узлов. Основной ледокол этого нового проекта получил имя «Россия».
Важно отметить, что для увеличения судоходства по Северному морскому пути в России планируется также построить ещё четыре неатомных ледокола.
Россия не останавливается на достигнутом и продолжает совершенствовать свой ледокольный флот, чтобы обеспечить высокий уровень безопасности и эффективности судоходства в арктических водах. Новое поколение ледоколов призвано решать транспортные и логистические задачи, возникающие в связи с увеличением грузопотока по Северному морскому пути. Это стратегически важное направление позволяет существенно сокращать время доставки грузов между Европой и Азией, минуя более длительные маршруты через Суэцкий канал.
Особое внимание уделяется инновационным решениям в строительстве ледоколов. Наряду с атомными судами, неатомные ледоколы будут играть важную роль в обеспечении судоходства в менее суровых условиях и в портах. Современные разработки позволяют значительно сократить эксплуатационные расходы, увеличить маневренность и улучшить экологические характеристики судов, что становится все более актуальным на фоне глобальной борьбы за снижение углеродных выбросов.
В ближайшие годы российский флот станет обладателем самых современных ледоколов, способных работать в самых экстремальных арктических условиях. Это не только усилит роль России как ведущей арктической державы, но и будет способствовать укреплению экономической стабильности регионов, вовлеченных в освоение Арктики. Программа развития ледокольного флота также предусматривает привлечение новых технологий и инвестиций, что создаёт новые возможности для отечественной судостроительной индустрии.
Таким образом, реализация масштабной программы по увеличению и улучшению ледокольного флота нацелена на устойчивое развитие арктической инфраструктуры и укрепление позиций России в мировой экономической и геополитической арене. Важно продолжать вкладывать в инновации и поддерживать высокие стандарты безопасности в арктическом судоходстве, чтобы обеспечить долгосрочный успех в использовании Северного морского пути.