В России началось производство первых экспериментальных образцов псевдоспутников — беспилотных аппаратов, летающих в стратосфере и выполняющих функции, схожие с задачами космических спутников, но на меньшей высоте. Эти устройства выгоднее в запуске и эксплуатации, поэтому они являются доступным решением для множества задач. Ранее аналогичный проект развивал Facebook*, но он был закрыт в 2018 году.
Такие системы называются псевдоспутниками, поскольку они выполняют схожие с орбитальными аппаратами задачи, но покрывают меньшую площадь. Зато цена их запуска и эксплуатации существенно ниже, чем у космических аппаратов. Полноценная версия аппарата будет весить 315 кг, иметь размах крыла 40 метров и развивать скорость от 120 до 140 км/ч. На данный момент в производство пошли два уменьшенных прототипа в масштабе 1:5 для тестирования технологий.
Псевдоспутники будут оснащены солнечными батареями, установленными на верхней части крыла. Четыре электрических двигателя дадут возможность полета без посадки в течение месяца или дольше, используя днем солнечную энергию, а ночью — накопленную. Об этом сообщил Николас Оксман, руководитель проекта и исполнительный директор компании «Стратолинк».
Псевдоспутники можно применять в ситуациях, требующих быстрой и эффективной связи и навигации. Они полезны при ликвидации последствий стихийных бедствий, в поисково-спасательных операциях и для обеспечения связи в отдаленных районах.
Характеристики устройства
Аппарат представляет собой беспилотник самолетного типа с четырьмя электродвигателями мощностью 7,4 кВт, которые работают на солнечной энергии. Солнечные панели находятся на верхней поверхности крыла, что позволяет устройства днем накапливать энергию, расходуя её ночью, и летать без посадки более месяца, как рассказал Оксман.
Вес стратосферного дрона будет составлять 315 кг, размах крыльев — 40 м, скорость — 120-140 км/ч. Компоненты пропеллера будут оснащены обогревательными модулями для предотвращения обледенения. Управление аппаратом будет осуществлять бортовой компьютер с искусственным интеллектом.
Пропеллеры будут вращаться в противоположных направлениях, что поможет дрону компенсировать реактивный момент винта, стремящийся накрыть или развернуть аппарат. Такая конфигурация также обеспечит стабильный полет в разреженной атмосфере.
Лопасти винтов разработаны по принципу двигателя изменяемого шага, что позволяет управлять их углом наклона и повышает эффективность винтомоторной установки.
«Псевдоспутник сможет перевозить до 40 кг полезной нагрузки. В передней части аппарата будет установлен оптический модуль на поворотной платформе для установки оборудования для наблюдения и дистанционного зондирования земли, такого как камеры, спектрометры и дальномеры. Во внутреннем отсеке может быть размещено различное телекоммуникационное оборудование в зависимости от цели миссии», — сказал Оксман.
Провал проекта Aquila
В июне 2018 года Facebook*, принадлежащий Meta, признанной экстремистской организацией в России, свернул проект по разработке дронов для предоставления интернета в труднодоступные районы, который длился четыре года. Проект Aquila предполагал запуск в стратосферу больших дронов, использующих частично солнечную энергию.
В мае 2017 года Aquila успешно совершил второй испытательный полет. Дрон поднялся на рассвете со скоростью 43 км/ч и находился в воздухе час и 46 минут, достигнув максимальной высоты 914 м, после чего совершил благополучную посадку на полигон.
*Facebook — принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.